Физик: в LIGO ожидали увидеть сначала пульсары, а не одни черные дыры

Физик: в LIGO ожидали увидеть сначала пульсары, а не одни черные дыры© RQC

Физик: в LIGO ожидали увидеть сначала пульсары, а не одни черные дыры© REUTERS/ The SXS ProjectЧерные дыры, породившие гравитационные волны, оказались «двойняшками»

С другой стороны, если вспомнить первое детектирование, то после этого была опубликована еще одна статья, где авторы использовали немного другие, более точные приближения теории относительности для построения шаблонов. Эти расчеты чуть сузили зону поиска источника сигнала, но при этом в целом подтвердили предыдущий результат, что говорит, что из этих данных вряд ли получится выжать что-то новое. Надеемся, что новые обнаружения источников гравитационных волн будут более удачными в этом отношении.

— Если говорить о том, что породило эти вспышки гравитационных волн, то недавно группа ученых из Гарварда предположила, что такие пары черных дыр могут возникать внутри особенно крупных звезд. Это могло бы объяснять высокую частоту их столкновений. Говорят ли новые данные в пользу этой теории или того, что черные дыры родились отдельно и объединились в пару уже потом?

— Эта гипотеза пока не имеет под собой достаточно твердых оснований, и на сегодняшний день преобладает мнение, что черные дыры рождаются на большом расстоянии друг от друга, и только потом, благодаря гравитационным взаимодействиям между собой, сближаются. Что касается частоты вспышек: подобные события происходят крайне редко, однако они обладают высокой мощностью, благодаря чему мы их видим чаще, чем слияния нейтронных звезд.

Физик: в LIGO ожидали увидеть сначала пульсары, а не одни черные дыры© Фото: Albert Einstein Institute HannoverФизик: открытие гравитационных волн – ключ к пониманию жизни Вселенной

С другой стороны, частота вращения нейтронных звезд может быть выше, а скорость сближения меньше, что является и плюсом, поскольку можно зарегистрировать больше периодов вращения в течение большего времени, и одновременно минусом, поскольку чувствительность на высоких частотах хуже. Если повысится чувствительность и нам удастся избежать ее сильного падения на высоких частотах, мы вполне сможем найти подобные гравитационные волны.

Что интересно, наши российские коллеги из ГАИШ МГУ первыми предсказали то, что мы обнаружим черные дыры, а не нейтронные звезды, задолго до запуска LIGO. Получилось, что они были более правы, чем астрофизики LIGO.

— Так называемые парно-нестабильные сверхновые являются одними из самых необычных, мощных и катастрофических событий во Вселенной, когда звезды массой в сотни раз больше Солнца взрываются наподобие гигантской термоядерной бомбы. Сможет ли LIGO находить гравитационное «эхо» подобных взрывов?

— Это один из объектов, который мы планируем искать. В LIGO есть несколько групп, одна из которых занимается поиском сигналов от слияний нейтронных звезд и черных дыр, а вторая – всплесками гравитационных волн от других объектов, в том числе от взрывов сверхновых. Физик: в LIGO ожидали увидеть сначала пульсары, а не одни черные дыры© NASAФизики официально заявили об обнаружении гравитационных волн

К сожалению, их гораздо сложнее идентифицировать – мы увидим гравитационные волны, порождаемые такими катастрофами, однако даже если мы обнаружим это событие, мы увидим бесформенный всплеск. Мы не сможем рассчитать ничего для взрыва сверхновой, так как гравитационная волна возникнет, если взрыв будет крайне несимметричным. Если нам повезет, и если в нашей галактике вспыхнет сверхновая, то мы должны увидеть такой сигнал.

Еще существует третий возможный источник гравитационных волн – пульсары. К примеру, в Крабовидной туманности есть пульсар, оставшийся после взрыва сверхновой, и мы знаем его частоту вращения. Если допустить, что он тоже несимметричен, то тогда он будет производить гравитационные волны, которые мы тоже сможем обнаружить. Эти волны могут быть очень слабенькие, но за счет длительных наблюдений мы сможем накопить этот сигнал и «вытащить» их.