Ученые: «хоббиты» жили на острове Флорес уже 700 тысяч лет назад

Ученые: "хоббиты" жили на острове Флорес уже 700 тысяч лет назад© Фото: Kinez RizaРеконструкция облика «хоббита» с острова ФлоресУченые: "хоббиты" жили на острове Флорес уже 700 тысяч лет назад© Фото: van den Bergh et al./Nature 2016Зубы и челюсть «хоббитов», найденных на острове ФлоресУченые: "хоббиты" жили на острове Флорес уже 700 тысяч лет назад© Фото: Dr Gerrit van den Bergh/ University of Wollongong, AustraliaРаскопки в Мата Менге на острове Флорес /

МОСКВА, 8 июн – РИА Новости. Новые раскопки на острове Флорес показали, что местные «хоббиты» жили на его территории как минимум 700 тысяч лет, что ставит под сомнение теорию о том, что они были  вырожденными кроманьонцами, а не отдельным видом людей, говорится в статьях, опубликованных в журнале Nature.

Ученые: "хоббиты" жили на острове Флорес уже 700 тысяч лет назад© Фото: C. Daujeard / PLOS ONE 2016Ученые нашли следы древнейшей «войны» между хищниками и людьми»Все останки людей, которые мы нашли, безусловно относятся к роду Homo, и они очень похожи на то, как выглядят «хоббиты» Homo floresiensis. Устройство их зубов говорит о том, что мы имеем дело с потомками прямоходящих людей Homo erectus, которые стали карликами в результате заточения на острове Флорес. Что было неожиданным, так это то, что они стали «хоббитами» уже 700 тысяч лет назад», — заявил Йосуке Кайфу (Yousuke Kaifu) из университета Токио (Япония).

Останки древних людей Homo floresiensis, которых пресса почти сразу назвала «хоббитами», нашли на индонезийском острове Флорес в 2003 и 2004 годах. Благодаря феномену так называемой «островной карликовости» за миллионы лет изоляции Homo erectus, мигрировавшие на остров, постепенно выродились и превратились в хоббитов, чей мозг был в три раза меньше, чем у современных Homo sapiens.

Отсутствие новых окаменелостей заставило многих ученых считать, что «хоббиты» были обычными кроманьонцами, которые превратились в карликов из-за  врожденных уродств. В качестве причин ученые в разное время называли микроцефалию, синдром Ларона, кретинизм и многие другие нарушения в развитии. Это, конечно, не заставило сторонников «хоббитов» поменять свое мнение и перестать называть их Homo floresiensis.

Кайфу и его коллеги представили очередные доказательства в пользу того, что хоббиты действительно были отдельным видом людей, а не выродившимися кроманьонцами, обнаружив на острове Флорес останки древних гоминид, живших на его территории 700 тысяч лет назад.

Ученые совершили открытие, изучая отложения осадочных пород в местечке Мата Менге в северной части острова, где относительно недавно другая команда исследователей нашла орудия труда, чей возраст приближался к миллиону лет.

В Мата Менге группа Кайфу обнаружила нижнюю челюсть небольшого человекообразного существа, шесть коренных зубов, принадлежавших трем разным взрослым, и двух молочных зубов ребенка, а также набор орудий труда и прочих следов пребывания древних людей в этой части острова. Ученые: "хоббиты" жили на острове Флорес уже 700 тысяч лет назад© РИА Новости. Михаил ЦыгановУченые доказали, что индонезийские хоббиты были отдельным видом людей

Проанализировав их устройство, палеонтологи пришли к выводу, что они принадлежали или «хоббитам», или же их ближайшим родичам, которые, судя по долям изотопов аргона в окружавших окаменелости породах, жили на острове Флорес 700 тысяч лед назад, задолго до пришествия на него первых Homo sapiens.

По словам Кайфу и коллег, открытие останков предков «хоббитов», которыми, скорее всего, были прямоходящие люди, ставит окончательный крест на теориях о «выродившихся» кроманьонцах. В ближайшее время палеонтологи планируют провести дополнительные раскопки в Мата Менге в надежде найти более полные останки предтеч этого карликового народа, которые расскажут нам о том, были ли их предки Homo erectus или более примитивными гоминидами.