Ученые открыли микроба, превращающего бабочек в «роковых женщин»

Ученые открыли микроба, превращающего бабочек в "роковых женщин"© Fotolia/ teptong

Ученые открыли микроба, превращающего бабочек в "роковых женщин"© РИА Новости. Александр КондратюкПерейти в фотобанкВирус превращает гусеницу шелкопряда в «биологическую бомбу» — ученые

Это проявляется в том, что вероятность рождения самцов из яиц, отложенных зараженными Danaus chrysippus, становится близкой к нулю, а если они и появляются, то их съедают собственные сестры, «зомбированные» Spiroplasma ixodeti, проникшими в их организм еще до рождения в утробе матери.

Зачем микроб прибегает к таким изощрениям и «геноциду» особей одного пола? Это происходит, как объясняют ученые, по простым эволюционным причинам – носителями и разносчиками Spiroplasma ixodeti являются самки, и заражение самцов, неспособных самостоятельно продолжить свой род, не помогает микробу распространять себя.

Паразитический «лебенсраум»

Здесь в дело вступает тот факт, что насекомые откладывают сотни и тысячи яиц, из которых вылупляются особи того и другого пола, между которыми идет жесткая конкуренция за ресурсы на первых фазах их развития. Spiroplasma ixodeti «помогают» своим текущим и будущим носителям, убивая самцов напрямую и заставляя их сестер съедать их, тем самым расчищая «жизненное пространство» для особей, которые могут участвовать в их распространении.

По словам Френ-Константа, эта стратегия размножения паразитов оказалась настолько успешной, что она начала менять геном бабочек в одном из наиболее зараженных регионов Кении в окрестностях столицы страны Найроби, где в результате распространения Spiroplasma ixodeti почти не осталось самцов. Ученые открыли микроба, превращающего бабочек в "роковых женщин"© Thomas Steinemann, IRBI-CNRSУченые: осы-паразиты неоднократно «порабощали» вирусы в ходе эволюции

Анализ генома показал, что инфекция Spiroplasma ixodeti привела к слиянию «женской» половой хромосомы и одной обычной хромосомы в ДНК этих бабочек, что сделало невозможным их скрещивание с другими подвидами Danaus chrysippus, живущими в Танзании и в экваториальных районах Африки.

Интересно, что обычная хромосома несет на себе гены, управляющие окраской бабочек и их уязвимостью к инфекции спироплазмой. Это одновременно «защищает» популяцию бабочек-носителей микроба от распространения в ней генов, защищающих их от Spiroplasma ixodeti, и не дает самцам начать генетическую «войну» с данным паразитом.

Как это произошло и повлияли ли на этот процесс сами микробы, живущие внутри клеток данаид, ученые пока не знают. Раскрытие этой загадки, по их словам, поможет понять, как сильно паразиты влияли на эволюцию жизни, в том числе и на человека.